О перспективах Горьковского шоссе в Казани внезапно заговорили в конце прошлого года. Эта трасса, ежечасно пропускающая несколько тысяч автомобилей, уже не первый год больна «дорожным тромбозом». Автомобильные пробки закупоривают путь не только в часы пик утром и вечером, днем шоссе периодически стоит то по направлению к Казани, то обратно. Тромбоз постепенно нарастает. Пришло время для радикальной бульдозерной хирургии: дорогу решено расширить до 6 полос от начала до конца.

Однако одно лишь расширение проезжей части проблем не решает. Среди урбанистов пошли разговоры на тему дорогостоящего переноса пробок от Лебяжьего поближе к Горьковскому кольцу у «горелой» школы и далее. На самом же деле идея гораздо шире. «БИЗНЕС Online» выяснил детали предпроектных предложений, которые легли в основу задания для проектировщиков. Проект обновленного шоссе за 192 млн делает казанская фирма «Дорстрой Комплекс», которая, кстати, входит в наш топ-50 королей госзаказа РТ.

Предпроектные предложения включают в себя 7 новых развязок в разных уровнях, столько же надземных и подземных пешеходных переходов, а также «прокол» железнодорожных путей. В результате город получит вылетную 6-полосную магистраль без светофоров. Мэр Казани Ильсур Метшин назвал предварительную стоимость: 22 млрд рублей, которые будут искать не в бюджете Казани. Окончательную цену вопроса как минимум до разработки проекта назвать нельзя, и она может измениться как в большую, так и в меньшую сторону. «Бессветофорное движение обеспечит непрерывность потока транспорта, — говорил в конце прошлого года казанский градоначальник. — Начнем в ближайшее время. Но все зависит от работы экономики и федеральной поддержки».

 

 

Итак, что и где предстоит «приземлить» проектантам на пути в строящийся «Большой Зеленодольск», микрорайон «Салават Купере», а также в Москву, Нижний Новгород, Ульяновск и другие города? Изменения затронут 11,5 км дороги, проектировщики уже готовят проект межевания и планировки территории.

Перемены начнутся на подходах к Горьковскому шоссе — на улицах Болотникова, Фрунзе и Музыкальной. Там появится:

  • Подземная развязка, которая заменит Горьковское кольцо.
  • Подземная разворотная петля с улицы Фрунзе на Болотникова позади въездной стелы ТАИФа. Ее саму предстоит демонтировать. 
  • Трамвайные пути. По генплану-2040 маршрут пройдет от Большого казанского кольца, затем повернет у Казанского училища олимпийского резерва в сторону улиц Васильченко и Химической, а оттуда по границе лесопарка «Лебяжье» выйдет на проспект Заречье микрорайона «Салават Купере». Впрочем, пока эта линия не входит в стоимость реконструкции шоссе.
  • Три подземных пешеходных перехода, которые заменят наземные рядом с улицами Музыкальной, Кулахметова и у стелы ТАИФа. Действующий надземный пешеходник после Горьковского кольца реконструируют, сохранят и надземник рядом с олимпийским училищем.

Реконструкция данного отрезка, в отличие от других, одновременно потребует переноса водопровода, ливневки, газопровода, сетей связи и электричества. На других участках нет такой концентрации инженерных коммуникаций. Расходы на перенос и замену сетей составят 60–70% от стоимости реконструкции дороги. Лишь 30–40% потратят на дорожную «одежду», рассказал источник издания и привел в пример первый отрезок строящегося Вознесенского тракта — там соотношение такое же. В проект реконструкции заложили велодорожку от парка им. Урицкого до «Салават Купере», фрагмент которой уже сделан до лесопарка «Лебяжье». По городским правилам, новые дороги строят с велодорожками, а по велогенплану Казани данный маршрут входит в число первоочередных.

Скептики отмечают, что очередное расширение дороги — это гиря на чашу весов автомобилизации. Зачем давиться в автобусе, если можно замечательно ехать в личном авто? «Нужно думать об общественном транспорте в первую очередь, — говорит один из собеседников „БИЗНЕС Online“ в транспортной сфере. — Из положительного в предложенной схеме реконструкции я вижу то, что в городе наконец вернулись к идее, заложенной генпланом по части трамвайной линии от „Салават Купере“ до БКК. Обособленная трамвайная линия — это фактически легкое метро. В этой части Казани мы видим население, превышающее 100 тысяч жителей — их надо как-то вывозить. Расширение шоссе должно сопровождаться преференциями общественному транспорту».

Третью полосу реконструированного шоссе как раз и отведут общественному транспорту, сообщил исполком Казани в ответ на запрос «БИЗНЕС Online». То есть для машин по-прежнему останется четыре полосы, зато автобус получит преимущество на всем протяжении. Останется лишь это жестко контролировать.

Вдоль чащи лесопарка: разворотные петли и «прокол» ж/д насыпи

Продолжим виртуальную поездку по предпроектным идеям реконструкции шоссе. Двигаемся дальше из Казани. На отрезке от торгового центра «Факел» до железнодорожного путепровода запланировали:

  • Наземную разворотную петлю неподалеку от автозаправок ТАИФа.
  • Надземный пешеходный переход взамен действующего наземного у «Факела».
  • «Прокол» насыпи железной дороги. Этот момент президент РТ Рустам Минниханов в ноябре обсудил с новым начальником Горьковской железной дороги Сергеем Дорофеевским. Пока здесь четырехполосное «бутылочное горлышко», разбить которое без участия железнодорожников невозможно.

Отрезок от железной дороги до трассы М7 тоже заметно изменится. По проекту там могут появиться: 

  • Две наземные разворотные петли. Первая — после ж/д путей, не доезжая до озера Лебяжье и «шашлычного рая». Вторая — между Лебяжьим и спорткомплексом «Олимпиец» в Залесном.
  • Две подземные разворотные петли. Первая — у СК «Олимпиец», вторая — между перекрестком Залесная – Осиновская и автозаправкой ТАИФа на выезде из города.
  • Три подземных пешеходных перехода: один заменит наземный у вышеупомянутой разворотной петли на выезде, второй «посадят» рядом с автозаправкой «Татнефти», третий — у СК «Олимпиец». Эти сооружения дополнят три уже действующих подземника — через шоссе в Залесном и на Лебяжьем.

Именно с участка в Залесном предлагают начать реконструкцию шоссе. «„Салават Купере“ застраивается. На въезде в город растет количество транспорта, а перекресток улиц Осиновской и Залесной со светофором ощутимее других задерживает поток, — объяснил такое предложение источник „БИЗНЕС Online“ в транспортной отрасли. — К такому варианту подталкивает и начатое в 2021 году расширение Осиновской. Это улучшит транспортную ситуацию на въезде в город, смягчит влияние на экологию, потому что стоящий в пробке транспорт наносит больший экологический ущерб».

Две разворотные петли на отрезке от «Олимпийца» до трассы М7 образуют заложенную в генплан-2040 транспортную развязку, которая позволит отказаться от левого поворота со стороны Осиновской и прямого проезда в Юдино. Но есть мнение, что при этом возникнет угроза перемещения пробки от перекрестка Осиновская – Залесная к «Факелу», а следом  — на улицы Восстания, Болотникова, Краснококшайскую, Вахитова. Бессветофорное движение будет способствовать быстрому перемещению машин по широкому шоссе в сторону центра Казани — там-то все и встанет, считают урбанисты-общественники.

«Это не так. Для смягчения транспортной нагрузки на улицы Восстания, Болотникова и запланирован отказ от кольцевого движения в пользу подземной развязки. Другие перечисленные улицы уже расширены с учетом растущей транспортной нагрузки, запас прочности там не исчерпан, таких пробок как до кольца там нет, — объясняет собеседник „БИЗНЕС Online“. — Также реконструкцию Горьковского шоссе надо рассматривать в комплексе с закольцовкой Большого казанского кольца и строительством дороги-дублера от улицы Несмелова до трассы М7».

Напомним, в декабре власти Казани на год закрыли улицу Меховщиков для стройки Большого казанского кольца. Этот отрезок завершат в 2022 году и уже ищут трассировку заключительного участка от ул. Девятаева до Кировской дамбы, рядом с которой по генплану появится новый мост. Часть этого коридора занимает технический парк РЖД у вокзала «Казань-1» площадью 55 га, на которых город также видит новую жилую и коммерческую застройку.

«Таким образом, часть транспортного потока с Горьковского шоссе и дублера этой вылетной магистрали поедет в центр; часть возьмет на себя БКК, избавив центр города от транзитных автомобилей, которым надо в район Оренбургского тракта, Речного порта, промзоны», — рассказывает эксперт.

 

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/538078